Анри Матисс в начале XX века
В период с 1901 по 1904 год Анри Матисс занялся интенсивным поиском себя в искусстве и детальным погружением в творчество других художников. И, несмотря на продолжающиеся серьезные финансовые трудности, приобретал картины авторов, работами которых он восхищался. Анри прошел все этапы эволюции в искусстве, попробовав себя в каждом из них. Даже Лувр начал казаться ему скучной старой «библиотекой», которой непременно не хватало чего-то необычного и самобытного.
Созданию нового творческого стиля предшествовали попытки найти себя в импрессионизме, и в частности в технике пуантилизма. Тогда же и вышел его первый известный шедевр – «Роскошь, покой и наслаждение».
Начало фовизма
Вскоре художник вовсе отказался от данной техники. И уже в 1905 году обрел пик популярности — в знаменитом парижском осеннем Салоне был выставлен ряд его произведений, произведших весьма скандальный фурор и положивших начало новому направлению в искусстве — фовизму. Анри утверждает свой тип художественной выразительности – гибкий, лаконичный рисунок, цветовой контраст локальных зон. В 1908 – 1911 он и вовсе строит свою композицию лишь на трех основных чистых тонах, абсолютно не пользуясь переходами. К примеру, рассмотрим прославленные картины этого периода: «Сатир и нимфа», «Танец».
Изображения крайне легко воспринимаются для смотрящего. Главные герои, в характерно причудливом динамичном изгибе, привлекают к себе все внимание, выделяясь на однотонном локальном фоне, и задавая основные принципы композиции нового стиля . Чуть позже, в 1912 году, Матисс переходит к использованию уже четырех тонов, что можно проследить в работах «Танжер» и «На террасе».
Золотые рыбки Анри Матисса
Картины становятся значительно детальнее, ставятся акценты на дальнем плане, а не только на главных героях. У самих ранее безликих персонажей появляются элементы декора в одежде и атрибутике, эмоции и выражения лиц. В более поздние годы художник и вовсе значительно расширяет свою палитру оттенков. Приведем в пример одну из самых знаменитых картин Анри Матисса «Золотые рыбки».
Здесь целиком и полностью господствует фовизм, со всеми его принципами и основами техники. Изображение остается плоскостным, автор даже намеренно ломает перспективу стакана и его окружения. Разные объекты имеют разный характер мазков, все цвета чистые и открытые, но абсолютно ненавязчивые. Несмотря на яркость цветовых пятен, главной фигурой картины остаются красные рыбки, находящиеся в центре композиции и перспективы.
Однако в процессе работы с чистыми цветовыми пятнами возникают противоречия. Матисс, с одной стороны, хочет избежать однообразия и монотонности в своей живописи, а с другой стороны, хочет сохранить полную чистоту оттенка.
«Раздробление цвета привело к раздроблению формы, контура. Результат: вибрирующая поверхность… Я стал писать красочными плоскостями, стараясь достичь гармонии соотношением всех цветовых плоскостей» — говорил сам художник.
Матисс плодотворно работал до конца своих дней. И даже в 1941 году, после тяжелой болезни кишечника, он разработал упрощенную технику создания картин из обрезков бумаги, так как не мог полноценно работать по состоянию здоровья, но ни в коем случае не хотел бросать искусство. В это время, уже не имея возможности ходить, он иногда рисовал в кровати при помощи длинной палки, к которой был привязан карандаш — это давало ему возможность дотягиваться до холста. Матисс являлся «Художником до последнего вздоха». К примеру, одной из его поздних работ является цикл картин «Синяя обнаженная».
На них, с помощью голубой бумаги, декоративно изображена девушка, сидящая в разных позах. На картинах абсолютно отсутствует фон, все пространство занимает фигура. Но, как ни странно, такой принцип изображения тоже вписывается в рамки нового стиля – потому что обладает лаконичностью и сдержанностью цветового пятна, соединяясь композиционной гармонией.
Именно на основе тяжелого труда и стараний художников было создано новое направление в искусстве – фовизм. Отказавшись от общепринятых методов изображения и построения картины, подвергаясь массовой общественной критике, фовисты стали писать открытым чистым цветом, полностью упрощая форму предмета. Главенствующее положение оттенка в работе, яркий колорит, и высокая контрастность стали главными приемами этого «дикого» жанра.
Не забываем освежить в памяти, в чем отличия копии от оригинала или репродукции и чем отличается живопись от графики.
Читайте также:
-
Аукционы Европы: история, особенности и традиции
-
Разница между Мане (Manet) и Моне (Monet): два гения импрессионизма
-
Персональная выставка Марцина Русака (Marcin Rusak) Vas Florum: Resina Botanica
-
Коллекция ювелирных украшений от Мишель Лами и Лори Родкин в выставочном зале Carpenters Workshop Jewellery
-
Выставка: Мария Кулагина. 9 комнат, без конца и начала