День открытых дверей в центре художественной экспертизы

Конечно, отличить гравюру или ксилографию от рисунка совсем не трудно, однако офорты иногда весьма напоминают линии туши, а акватинта – карандашный рисунок. Не говоря уже об известных историях, когда покупателю под видом гравюры продавали репродукцию.

В этом году Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина отмечает девять лет с момента основания работы в Москве. За последний год ЦХЭ провел более полутора тысяч экспертиз произведений живописи и графики. При этом одним из наиболее интересных развивающихся направлений стала именно экспертиза графики.

На протяжении творческого пути художники обращаются к технике графики и порой эти работы ценятся не меньше, чем живописные полотна. К художественным произведениям графики обычно относятся работы, исполненные на бумажной основе и такими материалами, как графитный карандаш, уголь, сангина, пастель, тушь или чернила, акварель и т.д. Очень важно различать оригинальную и тиражную графику. Конечно, отличить гравюру или ксилографию от рисунка совсем не трудно, однако офорты иногда весьма напоминают линии туши, а акватинта – карандашный рисунок. Не говоря уже об известных историях, когда покупателю под видом гравюры продавали репродукцию.

Экспертиза графики проводится через стилистический, исторический и химический анализы. Одним из самых информативных источников для эксперта является изучение бумажной основы, в которое входит исследование филиграней, штемпелей и водяных знаков. В Центре художественной экспертизы им. И. Е Репина, оснащенном прекрасной технологической базой, основа и красочный слой произведения изучаются в стереомикроскопе, в ИК и УФ-спектрах излучения. Уже эти методы позволяют эксперту определить технику исполнения, провести атрибуцию и приблизительно датировать работу. Но, нередко бывают случаи, когда данных инструментов оказывается недостаточно для определения времени создания произведения в силу специфики самой графической техники и особенностей ее старения. В таком случае эксперты проводят более углубленное физикохимическое исследование бумаги, которое позволяет определить тип и состав волокон, их структуру и плотность, состав использованной проклейки и примесей, а также метод создания бумажной основы, который может быть ручным или машинным. Например, в России масштабное внедрение машинного производства бумаги появилось в 1830-х годах. Это важно учитывать при оценке состояния и времени русской художественной графики.

Несмотря на тот факт, что изучение бумажной основы графического произведения является важнейшей частью атрибуционной работы, наиболее существенным исследованием считается анализ взаимодействия бумаги и использованных красящих веществ, так как фальсификаторы могут использовать старую бумагу для современных подделок. Метод ИК-спектроскопии (НПВО), помимо состава бумаги и красок, также позволяет изучить степень окисленности художественных материалов и определить характер взаимодействия краски и бумажной основы. Это позволяет понять, как давно был нанесен рисунок. Сопоставление полученных данных с эталонной базой и историческими сведениями позволяет дать наиболее точную оценку степени старения использованных материалов и определить время создания художественного произведения. В случае, если работа выполнена акварелью или гуашью, рекомендуется также провести химический анализ красочного слоя, который также поможет уточнить датировку или выявить подделку. Одним словом, современные возможности технологического исследования бумаги как основы художественных произведений графики достаточно широки.

В чем отличия копии, репродукции, реплики, повтора?

С первых дней своего существования ЦХЭ нацелен на самый высокий уровень экспертизы, в которой принимают участие специалисты-искусствоведы и высококвалифицированные техникитехнологи. Окончательное решение по атрибуции каждого произведения принимается коллегиально. Работа команды, разные точки зрения и комплексное исследование представляется особенно необходимым, так как это позволяет не упустить важные детали, проверить произведение всесторонне, собрать несколько мнений и привести их к общему знаменателю. При таком подходе результат экспертизы представляется более объективным и точным. Также именно принцип коллегиального решения страхует экспертов от ошибки.