Рембрандт или Рубенс? Не покупайте с рук Рембранта! Вам могут подсунуть Рубенса!
Народная мудрость
Рембрандт или Рубенс?
В истории живописи существует множество выдающихся художников, которые оставили неизгладимый след своим талантом и мастерством. Среди них выделяются две величины – Рембрандт (Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn) и Рубенс (Пи́тер Па́уль Ру́бенс (нидерл. Pieter Paul Rubens). Оба этих художника признаны великими мастерами своего времени, однако их стиль, подход к работе и тематика произведений отличаются друг от друга. В данной статье мы рассмотрим главные особенности творчества Рембрандта и Рубенса, а также попытаемся ответить на вопрос: кто из них является более значительной фигурой в мировом искусстве?
В Голландии произошла Революция, разделившая искусство на до и после. Чтобы понять ситуацию в живописи того времени, нужно принять во внимание то, что далеко не все провинции Голландии победили в борьбе. Страна разделилась на католическую Фландрию, позднее ставшую Бельгией, и лютеранские Нидерланды. Во Фландрии искусство развивалось по обычному для барокко пути. Там писали христианских мучеников, сцены из Библии и античных богов, в то время как в Голландии процветало искусство, в котором религиозный смысл на первый взгляд не виден. Сдача Бреды Веласкеса — та самая эпоха.
Искусство передавало сложные аллегории с помощью натюрморта с изображениями ящериц, насекомых, птиц, фруктов, морепродуктов и цветов. Искусство по разные стороны баррикад дало человечеству двух совершенно разных гениев.
Фландрия – Рубенса (Pieter Paul Rubens)
Голландия – Рембрандта (Rembrandt Harmenszoon van Rijn)
Оба они были представителями искусства барокко, но с первого взгляда в глаза бросаются яркие различия. Рубенс начинал своё творчество с тициановских сдержанных цветов, а затем начал смело выражать свои мысли настоящей феерией цвета. Он хорошо усвоил уроки венецианской школы. В Венеции сам влажный воздух, эффекты южного света и пёстрая архитектура зданий создавали искусство, основанное на изысканных сочетаниях сочных оттенков, как это хорошо видно в творчестве Беллини.
Рембрандт же, напротив, начал свой путь с сияющих сочетаний ярких цветов («Христос во время шторма на море Галилейском»), а закончил серыми и желтоватыми оттенками.
Обоих художников можно легко сравнить по мастерству с великими деятелями эпохи Возрождения, но Рубенс был знаком с их творчеством совсем близко. Рубенс уже в годы ученичества сделал нечто важное в искусстве. Он создал карандашную копию «Битвы при Ангиари» Леонардо Да Винчи.
Про отличия копии от оригинала, авторского повтора или репродукции читаем здесь.
Именно благодаря ему мы можем сегодня судить о том, как выглядела сцена «Борьбы за флорентийское знамя». Также он копировал и «Тайную Вечерю», которая уже во времена Да Винчи была сильно испорчена, а сегодня и вовсе исказилась до неузнаваемости. А позже Рубенсу было дано задание, которое могло бы напугать любого начинающего художника, не обладавшего рубенсовским талантом. Мантуанский герцог послал подарок испанскому королю на другой конец Европы. Этот подарок включал в себя множество шедевров живописи. Трудно представить чувства Рубенса, когда по дороге он обнаружил, что доверенные ему произведения искусства совершенно испорчены ливнем. Среди полотен были шедевры Рафаэля. И художнику пришлось реставрировать картины титана Возрождения, а одну картину он и вовсе нарисовал сам!
Всё же, ни одно испытание не подорвало славу Рубенса как великого живописца своего времени. Он служил при дворе и обладал исключительным талантом придавать жизненность любым официальным портретам («Конный портрет герцога Лерма»).
Удивительно, но, даже создавая распущенные сцены пьянства и чувственной любви, сам он не вёл распутную жизнь, как Караваджо, и его больше привлекало звание главного живописца эпохи, чем сопутствовавшие этому богатство и дворянский чин.
А Рембрандт, наоборот, не угождал ни толпе, ни знати. В конце жизни он остался не у дел из – за своих смелых экспериментов. Он наносил краску жёсткими мазками, что в ту эпоху уже вышло из моды, а некоторые картины, написанные им, вызвали негодование современников.
Так, в «Заговоре Юлия Цивилиса» художник изобразил национального героя одоглазым, а на картине «Ночной дозор» написал, кроме самих портретируемых мушкетёров, множество непонятных личностей, некоторые из которых вышли на передний план. А некоторые мушкетёры — оказались сзади. Его задумка не понята ни современниками, ни потомками. Но главное он сделал – предсказал в этой картине находки реализма и импрессионизма.
Может показаться, что картины Рубенса куда развратнее и развязнее, но многие из них были хорошо приняты современниками, и художник лишь единожды пребывал в нужде. Его картины очень смелы по сюжету. Геракла, совершавшего подвиги, рисовали многие (и тот же Рубенс тоже рисовал). Но никому до него не приходило в голову изобразить Геркулеса пьяным. А ведь такая история имела место в греческом мифе! На картине удивительно точно переданы эмоции человека навеселе. Геракл улыбается, его глаза выражают весёлое и совершенно бессознательное состояние.
На другой картине – «Вакх», пьют даже маленькие амурчики, не говоря уже о самом боге, которой изображён в виде толстого и некрасивого мужчины. Но особенно Рубенса увлекали женские образы. Пышные обнажённые красавицы – воплощение страсти, а не просто любования красотой человеческого тела. У Рембрандта куда больше нравоучительных сюжетов, и даже сюжет с блудным сыном в таверне – это далеко не буйство Рубенса. А какие живые и искренние чувства выражены в рембрандтовском «Блудном сыне»!
Разница в возрасте между Рубенсом и Рембрандтом составляла примерно тридцать лет. Оба они были легендарными мастерами, образцами для своего поколения. И они оба одинаково прекрасны. Рубенс создал праздник жизни, Рембрандт создал тонкий мир чувств, но оба они вошли в историю как те, кто твёрдыми шагами двигали искусство вперёд…
Читайте также:
-
Аукционы Европы: история, особенности и традиции
-
Разница между Мане (Manet) и Моне (Monet): два гения импрессионизма
-
Персональная выставка Марцина Русака (Marcin Rusak) Vas Florum: Resina Botanica
-
Коллекция ювелирных украшений от Мишель Лами и Лори Родкин в выставочном зале Carpenters Workshop Jewellery
-
Выставка: Мария Кулагина. 9 комнат, без конца и начала