Сравнивая Рембрандта и Рубенса... | Лайфстайл
night dozor rembrandt

Сравнивая Рембрандта и Рубенса…

Рубенс создал праздник жизни, Рембрандт создал тонкий мир чувств, но оба они вошли в историю как те, кто твёрдыми шагами двигали искусство вперёд

Не покупайте с рук Рембранта! Вам могут подсунуть Рубенса!

Народная мудрость

В Голландии произошла Революция, разделившая искусство на до и после. Чтобы понять ситуацию в живописи того времени, нужно принять во внимание то, что далеко не все провинции Голландии победили в борьбе. Страна разделилась на католическую Фландрию, позднее ставшую Бельгией, и лютеранские Нидерланды. Во Фландрии искусство развивалось по обычному для барокко пути. Там писали христианских мучеников, сцены из Библии и античных богов, в то время как в Голландии процветало искусство, в котором религиозный смысл на первый взгляд не виден. Сдача Бреды Веласкеса — та самая эпоха.

Diego Velaskes
Диего Веласкес (Diego Velaskes) — сдача Бреды

Искусство передавало сложные аллегории с помощью натюрморта с изображениями ящериц, насекомых, птиц, фруктов, морепродуктов и цветов. Искусство по разные стороны баррикад дало человечеству двух совершенно разных гениев.

Фландрия – Рубенса (Pieter Paul Rubens)

Pieter Paul Rubens
Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens)

Голландия – Рембрандта (Rembrandt Harmenszoon van Rijn)

Rembrandt Harmenszoon van Rijn
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn)

Оба они были представителями искусства барокко, но с первого взгляда в глаза бросаются яркие различия. Рубенс начинал своё творчество с тициановских сдержанных цветов, а затем начал смело выражать свои мысли настоящей феерией цвета. Он хорошо усвоил уроки венецианской школы. В Венеции сам влажный воздух, эффекты южного света и пёстрая архитектура зданий создавали искусство, основанное на изысканных сочетаниях сочных оттенков, как это хорошо видно в творчестве Беллини.

Pieter Paul Rubens
Рубенс «Автопортрет с кругом друзей из Вероны». 1602—1604, масло, холст. 77,5 × 161 см. Кёльн, Музей Вальрафа-Рихарца

Рембрандт же, напротив, начал свой путь с сияющих сочетаний ярких цветов («Христос во время шторма на море Галилейском»), а закончил серыми и желтоватыми оттенками.

Gallilee-rembrandt
Христос во время шторма на море Галилейском

Обоих художников можно легко сравнить по мастерству с великими деятелями эпохи Возрождения, но Рубенс был знаком с их творчеством совсем близко. Рубенс уже в годы ученичества сделал нечто важное в искусстве. Он создал карандашную копию «Битвы при Ангиари» Леонардо Да Винчи.

Про отличия копии от оригинала, авторского повтора или репродукции читаем здесь.

Pieter Paul Rubens
Питер Пауль Рубенс — карандашная копия «Битва при Ангиари» Леонардо Да Винчи

Именно благодаря ему мы можем сегодня судить о том, как выглядела сцена «Борьбы за флорентийское знамя». Также он копировал и «Тайную Вечерю», которая уже во времена Да Винчи была сильно испорчена, а сегодня и вовсе исказилась до неузнаваемости. А позже Рубенсу было дано задание, которое могло бы напугать любого начинающего художника, не обладавшего рубенсовским талантом. Мантуанский герцог послал подарок испанскому королю на другой конец Европы. Этот подарок включал в себя множество шедевров живописи. Трудно представить чувства Рубенса, когда по дороге он обнаружил, что доверенные ему произведения искусства совершенно испорчены ливнем. Среди полотен были шедевры Рафаэля. И художнику пришлось реставрировать картины титана Возрождения, а одну картину он и вовсе нарисовал сам!

Pieter Paul Rubens
Pieter Paul Rubens Геркулес и Омфала. Около 1602—1605, 278 × 215 см. Париж, Лувр

Всё же, ни одно испытание не подорвало славу Рубенса как великого живописца своего времени. Он служил при дворе и обладал исключительным талантом придавать жизненность любым официальным портретам («Конный портрет герцога Лерма»).

Pieter Paul Rubens
Pieter Paul Rubens Конный портрет герцога Лерма

Удивительно, но, даже создавая распущенные сцены пьянства и чувственной любви, сам он не вёл распутную жизнь, как Караваджо, и его больше привлекало звание главного живописца эпохи, чем сопутствовавшие этому богатство и дворянский чин.

Michelangelo Merisi da Caravaggio
Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio)

А Рембрандт, наоборот, не угождал ни толпе, ни знати. В конце жизни он остался не у дел из – за своих смелых экспериментов. Он наносил краску жёсткими мазками, что в ту эпоху уже вышло из моды, а некоторые картины, написанные им, вызвали негодование современников.

Rembrandt zagovor
Rembrandt Заговор Юлия Цивилиса

Так, в «Заговоре Юлия Цивилиса» художник изобразил национального героя одоглазым, а на картине «Ночной дозор» написал, кроме самих портретируемых мушкетёров, множество непонятных личностей, некоторые из которых вышли на передний план. А некоторые мушкетёры — оказались сзади. Его задумка не понята ни современниками, ни потомками. Но главное он сделал – предсказал в этой картине находки реализма и импрессионизма.

Рембрандт "Ночной дозор"
Рембрандт «Ночной дозор»

Может показаться, что картины Рубенса куда развратнее и развязнее, но многие из них были хорошо приняты современниками, и художник лишь единожды пребывал в нужде. Его картины очень смелы по сюжету. Геракла, совершавшего подвиги, рисовали многие (и тот же Рубенс тоже рисовал). Но никому до него не приходило в голову изобразить Геркулеса пьяным. А ведь такая история имела место в греческом мифе! На картине удивительно точно переданы эмоции человека навеселе. Геракл улыбается, его глаза выражают весёлое и совершенно бессознательное состояние.

Pieter Paul Rubens
Рубенс «Вакх»

На другой картине – «Вакх», пьют даже маленькие амурчики, не говоря уже о самом боге, которой изображён в виде толстого и некрасивого мужчины. Но особенно Рубенса увлекали женские образы. Пышные обнажённые красавицы – воплощение страсти, а не просто любования красотой человеческого тела. У Рембрандта куда больше нравоучительных сюжетов, и даже сюжет с блудным сыном в таверне – это далеко не буйство Рубенса. А какие живые и искренние чувства выражены в рембрандтовском «Блудном сыне»!

rembrandt
Рембрандт «Блудный сын»

Разница в возрасте между Рубенсом и Рембрандтом составляла примерно тридцать лет. Оба они были легендарными мастерами, образцами для своего поколения. И они оба одинаково прекрасны. Рубенс создал праздник жизни, Рембрандт создал тонкий мир чувств, но оба они вошли в историю как те, кто твёрдыми шагами двигали искусство вперёд…