Монографическая выставка Марии Васильевой «Возвращение домой»

Выставка художницы-авангардистки Марии Васильевой «Возвращение домой»

При жизни художницы ее персональные выставки проходили в Риме и Лондоне, ее произведения постоянно становились частью громких проектов в Париже.

Мария Васильева. Постер к балету Жана Бёрлина. 1923.
Мария Васильева. Постер к балету Жана Бёрлина. 1923. Холст, дерево, масло

Московский музей современного искусства представляет первую в России монографическую выставку художницы-авангардистки Марии Васильевой (1884 – 1957) «Возвращение домой» из собрания Эдуарда Мордуховича. Экспозицию составят более 50 живописных и графических работ, многие из которых ранее никогда не демонстрировались в рамках публичных проектов. Выставка продолжает программу музея, направленную на популяризацию и показ в новых ракурсах частных собраний отечественных коллекционеров.

Мария Васильева. Ребенок с игрушками.
Мария Васильева. Ребенок с игрушками. 1920-е. Холст, масло

Яркая представительница так называемой «Парижской школы», Мария Васильева переехала из Петербурга в Париж в 1907 году. Во Франции художница брала уроки у Анри Матисса, принимала участие в «Салоне Независимых», а позднее основала собственную мастерскую в районе Монпарнас, которая впоследствии получила название «Свободная Академия» или «Академия Васильевой». Мастерскую посещали такие мэтры эпохи, как Амадео Модильяни и Марк Шагал, а лекции для посетителей «Академии» читал Фернан Леже. На короткий срок вернувшись в Россию в 1915 году, Мария Васильева стала участницей знаменитой сборной выставки «0,10», на которой впервые публике был показан «Черный квадрат» Казимира Малевича. При жизни художницы ее персональные выставки проходили в Риме и Лондоне, ее произведения постоянно становились частью громких проектов в Париже. Позднее монографические и групповые выставки с работами Марии Васильевой состоялись в Санкт-Петербурге, Берлине, Майами.

Мария Васильева. Жан Кокто. 1930.
Мария Васильева. Жан Кокто. 1930. Картон, смешанная техника

Крайне сложно обозначить единый стиль творчества Марии Васильевой. Она прошла значительный путь, полный поисков и экспериментов с различными стилистическими направлениями, отвечающими духу времени. Начав с близкого к абстрактному кубистического искусства, к концу жизни художница пришла к новаторскому сюрреализму – именно в этом стиле выполнены ее поздние работы. В разное время на ее творчество оказывали влияние Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни , Соня Делоне и другие первые имена начала XX столетия. Со всеми Мария Васильева общалась лично, становясь свидетельницей формирования важной части европейского культурного наследия. Вместе с тем творчество Марии Васильевой органично вписывается в русский авангард, сыгравший особую роль в мировой истории искусства.

Мария Васильева. Без названия. 1930.
Мария Васильева. Без названия. 1930. Холст, дерево, масло

Про выставки

Первая ретроспектива Марии Васильевой в ММОМА наглядно иллюстрирует все метаморфозы живописного стиля художницы. Произведения на выставке сгруппированы по темам, ставшим ключевыми для Васильевой в разные периоды творчества: это полотна с традиционными сюжетами, вступающими в диалог с классическими шедеврами эпохи Возрождения, жанровые и бытовые сцены, портреты, а также эскизы к монументальным панно и декоративные композиции, близкие к орнаменту и графическому дизайну. Все произведения, представленные в экспозиции, являются частью собрания Эдуарда Мордуховича – коллекционера, чей интерес сформирован вокруг русских имен первой половины XX столетия и чье собрание работ Марии Васильевой по полноте и разнообразию занимает одно из первых мест в мире.

Мария Васильева. Официанты в Ля Куполь.
Мария Васильева. Официанты в Ля Куполь. 1930. Коллаж на картоне

Больше про выставки в телеграм

Что: Монографическая выставка Марии Васильевой «Возвращение домой»
Где: г. Москва, Гоголевский бульвар, 10/2
Когда: 17 ноября – 10 декабря 2023