Зак Кахадо. Существование-со-Cуществование | Лайфстайл. Новости стиля.

Персональный проект художника Зака Кахадо «Существование-со-Существование»

Соединение внимания к теме национального и семейного наследия с практиками современного искусства позволяют художнику связывать свое творчество с черкесским неоавангардом

Московский музей современного искусства представляет персональный проект художника Зака Кахадо «Существование-со-Cуществование». В своих работах американский автор черкесского происхождения обращается к национальной самобытной культуре Северного Кавказа, переосмысляя ее наследие в инсталляциях и полотнах, близких по стилю к американскому экспрессионизму второй половины XX столетия.

Зак Кахадо Посланник Бога
Зак Кахадо Посланник Бога

«Посланник Бога», 2021 г.
Чернозем, черкесский кинжал ( къамэ ), масляная краска, индустриальная краска, металлическая сетка на необработанном льняном холсте, 200x170x8 см
«God’s Messenger», 2021
Black soil, Circassian dagger, oil stick, industrial paint, metal mesh on raw linen, 200x170x8

Родившись и проживая в США художник непрерывно занимался архивным изучением истории своего народа. В каждом произведении отражен не только этнический контекст, но и личная история самого автора, его семейные ценности и непрерывная связь с предками. Соединение внимания к теме национального и семейного наследия с практиками современного искусства позволяют художнику связывать свое творчество с черкесским неоавангардом.

Зак Кахадо Со-Cуществование III 2021
Зак Кахадо. Со-Cуществование III 2021

«Со-Cуществование III», 2021 г.
Чернозем, черкеска, индустриальная краска, металлическая сетка на холсте, 191x140x8 см
«co-Existence III», 2021 
Black soil, wool cherkesska, industrial paint, metal mesh on canvas, 191x140x8

Для создания широкомасштабных полотен и инсталляций Зак Кахадо использует материалы, приближающие его искусство к традиционным декоративно-прикладным мотивам — масляную краску автор смешивает с землей, привезенной с Северного Кавказа, на холсте он оставляет следы копоти и прожоги — следы огня. Черные трехмерные фоны дополняют внедренные артефакты также этнического происхождения — элементы национальных черкесских костюмов, кинжал, шичапшина (национальный музыкальный инструмент), фрагменты вышивки.

Зак Кахадо. Диаспора 2020
Зак Кахадо. Диаспора I 2020

«Диаспора I», 2020 г.
Чернозем, обожженный джут, индустриальная краска, металлическая сетка на холсте, 200х150х25 см
«The Diaspora I», 2020 
Black soil, burnt linen burlap, industrial paint, metal mesh on canvas, 200х150×25

Все названия работ Зака Кахадо так или иначе связаны с обращениями к семье, обозначая принадлежность личности к единому древу жизни. На поверхности многих картин, ассамбляжей, частей инсталляции белым цветом нанесены причудливые символы – это тамги, фамильные знаки черкесских (адыгских) родов. Дополнительные объекты, хранящие в себе память о прошлом тысяч людей, формируют пространство внутри залов, обрамляют произведения, становятся материалом инсталляции – это старые шпалы, вывезенные из Нальчика. Они воплощают концепцию вечного пути и одновременно служат напоминанием об исторических травмах народов Кавказа, в том числе о мрачных эпизодах депортаций.

Зак Кахадо Душа Бога 2016
Зак Кахадо. Душа Бога 2016

«Душа Бога», 2016 г.
Чернозем, медь, индустриальная краска, березовая зола, металлическая сетка на холсте, 191х171х10 см
«God’s Soul», 2016
Black soil, hand-hammered copper, industrial paint, birch ashes, metal mesh on canvas, 191х171х10

Проект Зака Кахадо — это результат исследования собственной идентичности, сочетающей черкесские корни, опыт взросления в американской среде и принадлежность к исламу и становящейся основой для разговора о глобальных исторических изменениях и проблемах современного общества. Этнические мотивы художник наделяет облаком универсальных смыслов и тем — мучительный поиск себя, смерть и возрождение, коллективная память, проживание исторической травмы и последующее исцеление.

Зак Кахадо Критические мысли 2021
Зак Кахадо. Критические мысли. 2021 г.

«Критические мысли», 2021 г.
Чернозем, железнодорожные костыли, кожа, гвозди, джут, индустриальная краска, льняной холст, 200×180х8 см
«Critical Thoughts», 2021
Black soil, antique rail road spikes, leather, iron spikes, burlap, industrial paint, on linen, 200×180х8

Работа над проектом продолжается с 2016 года — выставка ранее была показана в Национальном музее Кабардино-Балкарской Республике (2021), в Северо-Кавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока (2021), в Северо-Кавказском филиале Государственного центре современного искусства (2022) и в Новом музее в Санкт-Петербурге (2022). Часть произведений выполнена автором специально для нового проекта в ММОМА.

Зак Кахадо Ода матери 2019
Зак Кахадо. Ода матери. 2019 г.

«Ода матери», 2019 г.
Чернозем, шикапшина, индустриальная краска, березовая зола, металлическая сетка на холсте, 185x135x10 см
«Ode to Mother», 2019
Black soil, wooden horsetail-fiddle, industrial paint, birch ashes, metal mesh on canvas, 185x135x10

Проект: Зак Кахадо. Существование-со-Cуществование
Даты проведения: 17 ноября 2022 — 5 февраля 2023
Площадка: ММОМА, ул. Петровка, 25